Русские древности в памятниках искусства

«Русские древности в памятниках искусства» изданы в Санкт-Петербурге в 1889-1899 годах графом И. И. Толстым и профессором Н. П. Кондаковым в 6 выпусках. Три первых выпуска этого издания переведены на французский язык, под заглавием: «Antiquites de la Russe Meridionale, par lle prof. N. Kondakof, le comte J. Tolstoi et S. Reinach» (Париж, 1891).

В каждом из выпусков представлены точные снимки и рисунки с памятников русской бытовой культуры и декоративно-прикладного искусства. Большое количество иллюстративного материала прекрасно дополнено пояснительным текстом. В исследовании есть описание ювелирных изделий, произведений живописи, старинных монет, других археологических находок. Здесь впервые был дан обстоятельный обзор изучения развития древнерусского искусства.
Иван Иванович Толстой (1858-1916) — нумизмат, археолог, государственный деятель.

Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) — историк искусства, археолог, академик. Среди его сочинений: «Русские клады» (СПб.,1896); «Иконография Богоматери» (Т. I-II, СПб., 1914-1915); «Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (СПб., 1905) и др.

Русские древности в памятниках искусства / издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым. [В 6 вып.] Вып. 1-6. СПб.: Тип. Мин. Путей сообщ. (А. Бенке), 1889-1899.

Вып. 1: Классические древности Южной России. 2-е изд. 1889. [6], 118 с.: ил.

Вып. 2: Древности скифо-сарматские. 1889. [2], 160, [2] с.: ил.

Вып. 3: Древности времен переселения народов. 1890. [2], 158 с.

Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. 1891. [2], 176 с.: ил.

Вып. 5: Курганные древности и клады домонгольского периода. 1897. [2], 163, [5] c.: ил.

Вып. 6: Памятники Владимира, Новгорода и Пскова. 1899. [2], 186, VIII c.: ил.

Настоящее издание — одна из наиболее серьезных дореволюционных публикаций археологических материалов, полученных в ходе многолетних раскопок и археологических исследований в ряде областей России. В книге представлен богатый материал по нумизматике: древнегреческой, персидской, арабской, древнерусской; по греческому и скифскому ювелирному искусству, выдающиеся памятники которых были обнаружены в скифских курганах и греческих колониях: Херсонесе, Керчи, Ольвии, Фанагории и др.; по древнерусской и византийской иконописи и храмовой архитектуре и др. Каждый выпуск содержит множество снимков и рисунков с памятников быта и декоративно-прикладного искусства.

В течение более двух с половиною тысяч лет много племен и народностей жило и основалось на памяти истории в пределах нашего отечества. И чем разнороднее был самый племенной состав, тем продолжительное время претворения его в одно государство с единым народом, тем обильнее был вклад в общую сокровищницу русской древности. В нее вносил свою лепту и ограниченный скиф, и корсунский мастер, и генуэзский торговец в Крыму, и немчин в Москве. Эту сокровищницу наполняли и арабские караваны, везшие товар волжским болгарам и языческой Руси, и набеги руссов на Византию, и домовитое хозяйство великих собирателей земли русской. Красноречивыми свидетелями этого являются тысячи курганов, которыми усеяна русская земля, и многочисленные памятники русской старины и искусства в древлехранилищах, храмах, и церковных ризницах.

Деревянные церкви отдаленного Севера, монументальные памятники Крыма и Грузии, храмы Киева и Новгорода, и многочисленные церкви Москвы, Ростова, Владимира, с их оригинальною и разнообразною архитектурой, стенописью, резьбой, поливными изразцами, выработали русский стиль. Наследие многих веков, усвоенное русским народом, стало его художественным преданием и последовательно образовало древнерусское искусство.

Русское искусство было и осталось искусством народным, сложившись в оригинальный исторический тип, закрепленный народным орнаментом, и остается доныне жизненным, во множестве местных художественных производств, сложившихся еще в древности. Представить историческое образование и развитие древнерусского искусства, в точных снимках с художественных памятников русской древности и старины, такова основная задача настоящего издания; необходимым дополнением снимков служит пояснительный текст. 

 8,596 total views,  4 views today

5 1 голос
Рейтинг статьи

Author: Архивариус

Главный хранитель, Архивариус, библиотеки Ассоциации "Протоистория".
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гуд

кОЛдун сАРкАЗ, который учил Пророка Мухаммада-Угедея-ВарМУнда-ВереМУнда-БерМУндо, на самом деле его внук от дочери Зейнаб-Зенобии сАРкАЗ-САрТАкАЗ-сАрТАк сын Бату Хана-«А»ТА хАНа- Атиллы Гуна-Гуда-Гота-Гуно-Гога. Вот его ослик и собачка.